Рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению.
Ежемесячный ж., публиковавший ноты для одноголосного и хорового пения, фортепиано и др. инструментов и статьи о музыке. Издавался в С.-Петербурге с 1894 по 1917 г. Первоначально имел подзаголовок «Ежемесячный журнал для пения одноголосного и хорового, фортепиано и других инструментов», с 1906 г.- «Литературно-музыкальный журнал для пения одноголосного, хорового, фортепиано и других инструментов». Подписной год длился с 15 нояб. по 15 окт. следующего года (т. е. 1-м номером считался ноябрьский).
Главная контора журнала находилась при книжно-муз. магазине П. К. Селиверстова (Садовая ул., 22). Владелец магазина, бывш. воспитанник Придворной певческой капеллы, был 1-м издателем и редактором журнала. После его смерти, с № 12 за 1905 по № 1 за 1909 г. журнал редактировала его жена А. С. Селиверстова. С № 10 за 1908 по № 5 за 1914 г. редактором был М. А. Гольтисон; с № 5 по № 9 за 1914 г.- В. С. Иванова. С № 9 до последних номеров журнала, вышедших в янв. и февр. 1917 г., редактором был Н. И. Привалов.
Журнал выполнял музыкально-педагогическую и просветительскую функции. По замыслу издателей он должен был дать возможность любителям музыки и начинающим музыкантам за самую скромную плату изучать лучшие образцы вокальной и инструментальной музыки как классических, так и совр. авторов. Подписчикам предлагалось приобрести ноты на 90% дешевле их стоимости в розничной продаже. Первоначально годовой экземпляр «Музыки и пения» составлял ок. 400 страниц. Журнал выходил тетрадями до 35 страниц большого формата (33×24,7 см). В нем печаталось до 150 муз. сочинений в год: гимны, пьесы для хорового пения, пьесы для фортепиано - легкие и средней трудности, танцы и романсы, материалы о певч. аппарате и постановке голоса, а также очерки по истории и теории музыки, некрологи, рассказы и биографические статьи о выдающихся русских музыкантах, заметки о культурных и музыкальных событиях, объявления о международных музыкальных конкурсах.
Лит. часть журнала формировалась постепенно. Небольшие заметки и новости муз. жизни с 1895 г. стали публиковать в разд. «Музыкальное эхо». «Краткий обзор новейшей духовно-музыкальной литературы» свящ. Михаила Лисицына печатался с нояб. 1898 по сент. 1901 г.; здесь в алфавитном порядке по фамилиям авторов перечислялись опубликованные произведения более 70 рус. духовных композиторов с кратким разбором и оценкой их авторского стиля. Его сменил библиографический раздел, появившийся в февр. 1901 г. С № 6 за 1902 г. периодически публиковались письма читателей на злободневные темы.
С нояб. 1902 г. лит. часть состояла из сформировавшихся ранее разделов и включала исторические, критические, теоретические, научно-муз. статьи, очерки и заметки по светской и духовной тематике. 2-я часть журнала состояла из 4 отделов: «Церковное, школьное и хоровое пение», «Арии и романсы для пения с фортепиано», пьесы для фортепиано в 2 руки, пьесы для смычковых и духовых инструментов.
С № 5 за 1904 г. в журнале был создан разд. «Ответы редакции», благодаря к-рому начинающие композиторы могли познакомиться с рецензиями на свои произведения, отосланные в журнал с целью публикации, а начинающие музыканты - получить ответы на вопросы, связанные с музыкой.
С № 9 в 1905 г. в лит. части появился разд. «Музыка в беллетристике», в к-ром помещались небольшие очерки, рассказы, этюды. С № 6 по № 12 в 1909 г. здесь были напечатаны «Воспоминания о Придворно-певческой капелле» Д. Т. Рослякова, бывшего малолетним певчим в капелле в 1803 г.
В кон. 1906 г. в лит. части журнала «в помощь регентам небольших хоров» появился разд. «Церковно-хоровое дело». Здесь помещались рассказы о певч. коллективах, работавших в малодоходных приходах, сообщалось о том, в чем нуждались эти коллективы. «Музыка и пение» уже несколько лет считался самым распространенным муз. журналом в России и имел множество подписчиков за рубежом. К 1908 г. в 12 номерах журнала содержалось ок. 400 произведений современных и классических композиторов и 200 страниц текста.
Периодически издавались приложения к журналу. Так, в 1896 г. читателям была предложена «Новая рациональная метода пения» Н. И. Брянского, а в нояб. 1896 и сент. 1897 г.- «Нотная грамота» А. Н. Карасёва. В № 3, 7, 8, 9, 11, 12 за 1898 г. в качестве приложения вышли муз. произведения С. А. Зайцева, В. Л. Лирина и Д. С. Бортнянского. В 1900 г. в приложениях к № 5 и № 11 были напечатаны песнопения Литургии св. Иоанна Златоуста М. С. Панфилова. В № 4 за 1901 г. вышло довольно большое по объему приложение с духовными произведениями Бортнянского и свящ. Лаврентия Карпенко. В ноябрьском и декабрьском номерах за 1901 г. редакция предложила подписчикам духовные произведения Ф. М. Максименко. С нояб. 1902 г., идя навстречу пожеланиям читателей, редакция предоставила им право заменять муз. отделы журнала приложениями по выбору. Это могли быть клавиры опер или альбомы для церковного, школьного и хорового пения. В 1912 г. в приложении к № 12 были напечатаны духовные сочинения Г. Я. Ломакина, свящ. Василия Старорусского, М. П. Строкина и архим. Феофана (Александрова). Бесплатное декабрьское приложение за 1914 г. представляло собой полное собрание песнопений Литургии свт. Иоанна Златоуста под ред. Привалова.
Бессменными сотрудниками журнала были композиторы и муз. деятели свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Лисицын, Г. А. Казаченко и Гольтисон. Музыковед и публицист Н. А. Зинченко тесно сотрудничал с журналом в 1-й год его издания, опубликовав неск. очерков по истории музыки, в т. ч. краткий очерк по истории духовного пения в России. Неск. работ по истории рус. музыки опубликовал в журнале Н. Ф. Финдейзен. В № 8 за 1900 г. был напечатан его призыв к основанию всеобщего союза рус. музыкантов.
Прот. Михаил Лисицын был одним из самых активных сотрудников журнала. Его «Очерки из истории русской церковной музыки» (печатались также в ж. «Народное образование») выходили с нояб. 1899 по сент. 1900 г. В № 2 за 1900 г. и № 3 за 1901 г. исследователь опубликовал анализ «Идеи грамматики мусикийской» Н. П. Дилецкого (на основе московской редакции) и объяснил используемую им систему гексахордов.
Вопросу возрождения древнерусского церковнопевч. искусства посвящен опубликованный в журнале доклад прот. Димитрия Аллеманова «К восстановлению церковнопевческой старины», составленный для Наблюдательного церковнопевческого совета при Синодальном уч-ще церковного пения в Москве (1912. № 10 - 1913. № 3) и очерк Привалова «Из области церковной археологии» о с.-петербургском исследователе В. Г. Дружинине и его коллекции рукописей (1914. № 6-8, 10). В работе Привалова опубликованы духовные стихи (без нотации): «Слезы ливши о Сионе», «Стих о святом Николае Чудотворце», «Взирай с прилежанием», «Стих о всемирном потопе» (выговский), «Стих о Вавилонском пленении» или «О последнем благочестии» и «Стих о Варлааме» (об Иоасафе Царевиче).
Более 20 лет журнал публиковал статьи, очерки и рассказы об истории Российского национального гимна «Боже, царя храни» и о его авторе А. Ф. Львове. В муз. части предлагались различные хоровые и инструментальные переложения гимна, печатались национальные гимны др. стран, а лит. очерки рассказывали о происхождении, характере и значении гимна как торжественного, хвалебного жанра.
Журнал живо реагировал как на события, происходившие в мире светского искусства, так и на события духовно-муз. жизни России. С 1908 г. в издании печатались письма читателей и отзывы редакции на заседания, доклады и резолюции Всероссийских съездов регентов и хоровых деятелей в Москве. Судя по этим публикациям, отношение к съездам было скептическое, а в нек-рых случаях негативное. Писали о неудачах и даже провалах съездов, объясняя их плохой организацией, малым количеством интересных докладов и отсутствием на заседаниях с.-петербургских деятелей. В № 10 и 12 за 1908 г. была помещена небольшая публикация Гольтисона, содержащая общие, крайне осторожные рассуждения на тему полезности съезда, а также представлен краткий обзор принятых на нем резолюций. В № 9 за 1909 г. было напечатано письмо прот. Димитрия Аллеманова, в к-ром содержался решительный отказ быть председателем на 3-м съезде хоровых деятелей. В № 6 за 1913 г. в рубрике «Церковно-хоровое дело» было дано краткое объявление об отмене предполагавшегося в С.-Петербурге Всероссийского съезда хоровых деятелей по причине «несочувствия музыкантов».
В 1906 г. началась полемика вокруг личности А. А. Архангельского. В опубликованных в журнале письмах утверждалось, что Архангельский «и не музыкант и не композитор, а компилятор дурного тона, и при том четвертого разряда» (№ 7). В ст. «Полиция на клиросе» (№ 6) автор «Си-ми-ля» назвал Архангельского «известным хоровым дисциплинатором», а в ст. «Успехи клиросной жандармерии» (№ 8) - «генерал-жандармом от клироса». В № 4 за 1908 г. напечатаны отзывы Гольтисона о прекрасном пении хора под упр. Архангельского («Юбилейный концерт А. Архангельского»), в № 4 за 1913 г. его же сообщение, что Архангельский «является родоначальником русского серьезного хорового дела и единственным хоровым дирижером, равного которому нет в Европе». Вероятнее всего, бурное обсуждение личности и профессиональных качеств Архангельского было связано с тем, что в 1906 г. он был назначен главным инспектором Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров.
Журнал в целом отражал рост интереса к церковнопевческому искусству и регентскому делу в нач. XX в. В лит. части широко обсуждались проблемы профессионализма регентов и певчих церковных хоров, их социальный статус и материальное положение. Поднимались вопросы об участии народа в правосл. богослужении как о способе борьбы с сектами. Библиографический отдел не только описывал количество церковнопевч. изданий, но и предоставил свои страницы прот. Михаилу Лисицыну для музыковедческого анализа произведений совр. духовных композиторов. Критические отзывы зачастую вызывали несогласие авторов и приводили к полемике, в процессе к-рой освещались новые интересные темы.
Журнал «Музыка и пение» издавался более 20 лет, что является рекордным сроком для литературно-муз. издания в России. В начале первой мировой войны журнал еще издавался, несмотря на трудности с типографией. Он прекратил существование лишь после февральских событий 1917 г.
РМГ впервые вышла в 1894 г. в С.-Петербурге. Последним был № 11/12 за 1918 г. Основатель, издатель и главный редактор - музыковед, муз. критик и общественный деятель Н. Ф. Финдейзен. Во вступительной статье к № 1 он обозначил основные задачи издания, указывая на недостаточность освещения в прессе выдающихся явлений российской муз. культуры, к к-рым он отнес прежде всего рус. национальную оперу и народную музыку (1894. № 1. С. 1-2). Журнал предоставил широкие возможности для публикации исследований в этих и др. областях муз. науки: РМГ стала одним из лучших дореволюционных муз. изданий и по широте охвата событий, и по качеству публикуемых материалов, поскольку в газете сотрудничали известные российские муз. критики и мн. музыканты-профессионалы.
С 1894 по 1898 г. издание было ежемесячным. В 1894 и 1896 гг. вышло по 12 тетрадей, в 1895 и 1898 гг.- по 11 тетрадей (сдвоены номера 5 и 6), в 1897 г.- по 10 тетрадей (сдвоены номера 5 и 6, 7 и 8). С 1899 г. РМГ стала выходить еженедельно (52 номера), а в летний период печатались сдвоенные номера. В последние 2 года существования РМГ количество номеров сокращалось. В 1917 г. вышло 36 номеров, в 1918 г.- 12 номеров (6 сдвоенных тетрадей).
В работе редакции активное участие принимали Финдейзен, А. В. Оссовский и Е. М. Петровский, среди сотрудников издания были др. видные муз. деятели.
Структура РМГ на протяжении всего периода ее существования не менялась. 1-й разд. включал развернутые статьи и очерки, 2-й составляла хроника муз. жизни, 3-й - «Библиография», с 1913 по 1917 г. он выходил в качестве приложения к РМГ под названием «Библиографический листок».
Тематика 1-го раздела обширна: статьи, посвященные творчеству композиторов, исполнителей и муз. деятелей, обзор деятельности театров и концертных орг-ций, исторические очерки, муз.-теоретические работы, статьи этнографического характера, отклики на муз. явления современности. В отдельной рубрике «Периодическая печать о музыке» публиковался краткий обзор нек-рых муз. материалов из др. изданий. В конце раздела помещались некрологи.
Среди исторических материалов РМГ - статьи, посвященные жизни и творчеству композиторов, как отечественных, так и зарубежных. Особую ценность представляют подборки писем и документов, многие из к-рых публиковались впервые. Это письма А. Н. Серова, В. В. Стасова, А. Н. Верстовского, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана, материалы к биографиям Бортнянского и прот. Димитрия Разумовского и других. М. И. Глинке была посвящена специальная рубрика «Глинкиана», содержавшая письма и материалы к биографии композитора.
Публиковались очерки о жизни композиторов и выдающихся исполнителей и муз. деятелей, пользовалась популярностью рубрика «Современные музыкальные деятели».
Развернутые исторические очерки знакомили читателей с муз. культурой России и др. стран. Печатались статьи об истории творческих организаций и филармоний (публикации к юбилею С.-Петербургской филармонии, Мариинского театра и др.), о связи музыки с художественной лит-рой (произведениями А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого), об истории отдельных инструментов.
В ряде статей и критических очерков подробно рассказывалось о жизни и творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Шопена, Шумана, И. Брамса, Р. Вагнера. Вышло неск. специальных выпусков: это номера, посвященные творчеству отдельных композиторов (И. С. Баха, Бородина, Брамса, А. К. Глазунова, Глинки, К. Ю. Давыдова, А. К. Лядова, Моцарта, Мусоргского, Э. Ф. Направника, А. Г. Рубинштейна, В. А. Сенилова, С. И. Танеева, П. И. Чайковского, Н. Н. Черепнина, Шопена), исполнителей (Ф. И. Шаляпина), а также тематические («В. Шекспир в музыке», «Дирижеры в России», «50-летие Московской консерватории», «100-летие Отечественной войны 1812 года», «Современные композиторы», «Современные испанские композиторы», «Современные польские композиторы», «Современные русские композиторы»). Было опубликовано неск. переводов статей зарубежных авторов: Ш. Гуно, Вагнера, Г. Римана, О. А. Клаувеля.
Большое внимание уделялось музыкально-теоретическим проблемам («Мажор и минор с физической точки зрения» И. Львова (1902. № 20/21. Стб. 545-553; № 22/23. Стб. 577-584), «О персо-арабской гамме» В. И. Петра (1905. № 33/34. Стб. 769-776; № 35/36. Стб. 807-808), новым стилевым музыкальным течениям («О совр. стремлениях к новой музыкальной (тональной) системе» Н. Н. Черкаса (1917. № 1. Стб. 11-14; № 2. Стб. 33-37; № 3. Стб. 60-64; № 4. Стб. 93-96; № 5. Стб. 127-129), «Музыка футуристов» И. В. Липаева (1914. № 44. Стб. 779-782; № 45. Стб. 813-815; № 46. Стб. 836-841; № 48. Стб. 897-900; № 49. Стб. 915-917; № 50. Стб. 931-937; № 51/52. Стб. 965-967)).
Широко освещались вопросы муз. фольклористики: исследования рус., башкир., укр. и груз. народной музыки (Финдейзена, М. А. Баланчивадзе, А. Л. Маслова и др.), а также рубрика «Народно-певческое дело».
Печатались статьи и очерки о церковнопевческой традиции. Вопросам церковной жизни, деятельности церковных хоров посвящены статьи Петра «О современном состоянии церковного пения в Киево-Печерской лавре» (1903. № 27/28. Стб. 631-642; № 45/46. Стб. 119-1124) и др. Публиковались научные статьи: А. В. Преображенского «Из «Словаря русского церковного пения»: Духовные композиторы и писатели по церковному пению» (1897. № 1. Стб. 101-112; № 3. Стб. 405-414), «Реформа богослужебного пения в католической Церкви» (1897. № 10. Стб. 1287-1296; № 11. Стб. 1517-1532), «Придворная капелла 150 лет назад: (По Штелину)» (1902. № 11), «О сходстве музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII вв.» (1909. № 8-10); прот. Василия Металлова «Синодальные, бывшие патриаршие певчие» (1898. № 10. Стб. 845-851; № 11. Стб. 945-950; № 12. Стб. 1041-1049; 1901. № 17/18. Стб. 489-494; № 19/20. Стб. 513-521; № 21/22. Стб. 586-591; № 23/24. Стб. 606-611; № 25/26. Стб. 636-645); С. В. Смоленского «Чтения из истории русского церковно-певческого искусства» (1910. № 3. Стб. 71-76; № 4. Стб. 110-127; № 11. Стб. 273-279; № 12. Стб. 314-318), «Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени» (1913. № 44. Стб. 973-977; № 45. Стб. 1007-1010; 46. Стб. 1039-1044; № 49. Стб. 1132-1136); Н. М. Соловьёва «Богослужебное пение древней христианской Церкви» (1905. № 25/26. Стб. 639-646; № 27/28. Стб. 673-677; № 29/30. Стб. 704-711; № 31/32. Стб. 733-743); Н. И. Компанейского ««Задостойник» Турчанинова и «Достойно» Чайковского» (1902. № 17. Стб. 481-487; № 18/19. Стб. 514-519), «О значении рукописных нот для церковных хоров» (1902. № 38. Стб. 846-850; № 39. Стб. 910-913), «Современное демество» (1902. № 6. Стб. 161-170; № 47. Стб. 878-895; № 49. Стб. 1227-1235; № 50. Стб. 1258-1264), «Влияние сочинений Глинки на церковную музыку» (1904. № 19/20. Стб. 494-503), «Староболгарское церковное пение: Литургия» (1905. № 51/52. Стб. 1274-1276), ««Чертог Твой» П. Г. Чеснокова» (1905. № 45. Стб. 1093-1096), «Демественные собрания» (1907. № 12. Стб. 341-345); прот. Михаила Лисицына «Г. Ф. Львовский как композитор (1895. № 3. Стб. 191-198) и др. В журнале обсуждались проблемы обучения певчих, напр. в статьях автора До-ре-ми-соль (псевдоним свящ. Василия Лебедева) «Несколько слов в защиту регентских классов и о средствах распространения истинного церковного пения» (1896. № 1. Стб. 75-80), В. Рклицкого «О постановке пения в церквах при духовно-учебных заведениях» (1896. № 6. Стб. 671-674), С. Е. Панова «Еще к вопросу об улучшении церковно-певч. дела» (1902. № 7. Стб. 199-201); была создана специальная рубрика «Церковно-певческое дело».
В разд. «Музыка в провинции» помещались корреспонденции из разных городов России о церковнопевческой жизни: духовных концертах, регентах, жизни духовных хоров, церковнопевческих обществах.
Проблемам муз. образования наряду с отдельными публикациями была посвящена рубрика «Музыка и пение в наших учебных заведениях». Широко обсуждались вопросы реформирования муз. образования в России, освещались новые законы в области музыки, в частности проблемы авторского права.
Раздел «Хроника» включал неск. подразделов: о муз. жизни С.-Петербурга, Москвы и провинции, заграничные известия. Здесь помещались рецензии на концерты и театральные постановки и обсуждались важные события музыкальной жизни, деятельность оперных трупп (их состав, репертуар, характеристика отдельных исполнителей). Особое внимание в «Хронике» уделялось деятельности отд-ний РМО: публиковались сведения о персональном составе дирекции, проводимых концертах и мероприятиях, печатались отчеты о работе отд-ний РМО за год.
В рубрике «Музыка за границей» публиковалась краткая информация о наиболее важных событиях муз. жизни в странах Европы и Америки. В виде отдельного раздела печатался обзор «Русская музыка за границей», в котором речь шла о деятельности рус. артистов и исполнении сочинений рус. композиторов за рубежом.
Разд. «Библиография» содержал информацию о новых муз. книгах и нотных изданиях и рецензии на них.
Общедоступный журнал, выходил в Тамбове ежемесячно с янв. 1907 по авг. 1909 г. Издавался на средства Попечительства о народной трезвости. Редактор-издатель - П. Н. Бигдаш-Богдашёв. Печатался в типографии Н. Бердоносова и Ф. Пригорина. Подзаголовок журнала менялся: в № 1-8 за 1907 г.- «музыкальный народно-певческий журнал»; с № 9 за 1907 г.- «ежемесячный общедоступный музыкально-литературный журнал»; с 1908 г.- «музыкальный народно-певческий журнал». Издание распространялось по подписке (за год с доставкой и пересылкой 1 р. 20 к., без доставки - 1 р., отдельный номер 15 к.), а также бесплатно (для певчих и регентов в провинции).
Постоянными авторами журнала были: А. Ф. Пащенко (в 1909 соредактор), А. Н. Карасёв, Н. И. Компанейский, К. Г. Стеценко, М. В. Анцев, А. М. Покровский, свящ. Василий Лебедев, Ф. Е. Степанов, Г. А. Поздняков и др.
В прошении на имя губернатора о разрешении издания Бигдаш-Богдашёв определил программу журнала следующим образом: 1) статьи и заметки по музыке и пению и народно-певческому делу; 2) очерки из истории музыки и пения; 3) критика; 4) хроника; 5) фельетоны; 6) муз. обозрение; 7) новости муз. лит-ры, рус. и иностранной; 8) записки и воспоминания; 9) библиография; 10) музыка и пение в учебных заведениях; 11) церковнопевч. дело; 12) выдержки и перепечатки из муз. газет и журналов; 13) биографии; 14) музыка и пение в провинции: уездных городах, селах и деревнях; 15) корреспонденции; 16) некрологи; 17) вопросы и ответы; 18) музыка и пение у слав. и др. народов; 19) разные известия; 20) объявления.
В подборе материалов Бигдаш-Богдашёв выступал продолжателем идей Глинки (на титульном листе № 1 помещено посвящение по случаю 50-летия со дня кончины композитора) и «Могучей кучки» о необходимости возвращения в музыке к рус. национальным истокам, в первую очередь к народной песне, которая должна стать главным средством воспитания в подрастающем поколении художественного вкуса.
Основные темы журнала: музыкальное образование (учебно-методический аспект), социальная проблематика, массовое музыкальное просвещение.
Вопросы муз. образования ставились в неск. аспектах. Во-первых, это материалы, направленные на расширение общего кругозора читателей: «Очерки истории церковного пения» Покровского, статьи по истории музыкальных инструментов, обзорные экскурсы Н. А. Гринченко в укр. музыку и сведения о ее представителях, материалы о Глинке, биографии композиторов Бортнянского, Даргомыжского, Чайковского, А. С. Аренского, Н. А. Римского-Корсакова, Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, а также хоровых деятелей Карасёва, А. Д. Городцова, Бигдаш-Богдашёва, свящ. Василия Лебедева. Во-вторых, это учебно-методические материалы. Так, корреспондент из Рыбинска Г. С. Серебряков не раз давал практические советы по вопросам постановки голоса у церковных певчих, определения их тембров. С. Молчанов рекомендовал, как лучше устроить музыкально-литературные вечера в учебных заведениях, предлагал программы таких вечеров. В-третьих, это публикации о состоянии преподавания светского и церковного пения в учебных заведениях, в т. ч. в Тамбовской губ. Значительное место заняло обсуждение идеи общедоступности муз. образования. Так, со временем появилась рубрика «Музыка и пение в школе». В-четвертых, это вопросы повышения квалификации руководителей хоров, информация о курсах и школах регентов.
На страницах журнала важное место занимали социальные проблемы: бесправное положение и нищенское существование церковных певчих, особенно детей, в полной мере материально и творчески зависимых от регентов и церковных старост. На эту тему редактор часто помещал статьи Компанейского из РМГ и «Музыкального труженика», а также письма певчих и регентов из провинции. Дискутировались вопросы о необходимости созыва Всероссийского съезда церковнопевч. деятелей и об открытии церковнопевч. об-ва. Бигдаш-Богдашёв и Компанейский отстаивали право женщин на участие в церковных хорах (1907. № 1/2, 7/8), полемизируя со свящ. Василием Лебедевым, анонимно выступившим в Тамбовских ЕВ (Нововведение в Варваринском храме // Тамбовские ЕВ. 1907. № 47; повторено в: Баян. 1907. № 2. С. 30-31) против участия в церковных службах руководимого Бигдаш-Богдашёвым смешанного хора Тамбовского казенного винного склада (после чего в № 3 Лебедев объявил о прекращении сотрудничества с журналом).
Просветительские задачи решались весьма последовательно и целенаправленно. Бигдаш-Богдашёв считал необходимым информировать читателя о концертной жизни столичных городов и провинции. Наибольшее внимание уделялось исполнению новых сочинений отечественных композиторов. Постоянное место занимала рубрика «Местная музыкальная хроника», в к-рой отражались события муз. жизни Тамбова в 1907-1909 гг., программы гастролей крупнейших музыкантов и оперных трупп. Бигдаш-Богдашёв предложил публиковать информацию об истории хорового исполнительства. В редакционную статью (1907. № 4. С. 49-50) он включил анкету для нового разд. «Материалы по истории народного и церковно-певческого дела в России» со следующими вопросами: 1) время основания хора; 2) инициаторы и первые его организаторы; 3) деятельность хора в прошлом и настоящем: пение в церкви, концерты, муз. вечера; 4) средства на его организацию и содержание; 5) состав хора; 6) репертуар; 7) постепенное его развитие или упадок; 8) отношение к хору местного общества и лиц начальствующих. Однако эта рубрика не стала постоянной.
Со страниц журнала звучали призывы к музыкально-эстетическому воспитанию детей и взрослых, напр. через подвижные игры с использованием рус. народных песен в лицах. Дискуссию вызвали статьи В. В. Уварова-Надина о целесообразности применения в храмах пения с инструментальным сопровождением и Серебрякова с предложением к духовным композиторам давать программное толкование своих сочинений с целью лучшего понимания регентами художественного образа и донесения его до слушателя. Лит. отдел не был постоянным.
С 1908 г. печаталось нотное приложение (духовные и светские хоровые сочинения, романсы и песни, обработки народных песен Глинки, А. Е. Варламова, А. Т. Гречанинова, Н. В. Лысенко, Архангельского и др.).
Недостаток материальных средств и ухудшение состояния здоровья вынудили Бигдаш-Богдашёва в 1909 г. закрыть журнал, всего было выпущено 32 номера в 26 книжках. Призыв музыканта продолжить начатое им дело не нашел отклика.
Музыкально-лит. ж. с нотным приложением. Как и ж. «Баян», издавался в Тамбове (1907-1909), а затем в Новгороде (1910-1914), был адресован регентам, певчим, учителям пения. Такая профессиональная направленность провинциальных изданий была уникальным и в то же время характерным именно для этого времени явлением. Редактором журнала был свящ. Василий Лебедев, издателем - свящ. Петр Рождественский. Журнал выходил 9 раз в течение учебного года. Объем номера - от 19 до 27 страниц, формат 18×26 см. Как и «Баян», журнал печатался на плохой бумаге в мягком переплете. Его годовая подписка стоила 1 р. 50 к.
«Гусельки яровчаты» и «Баян» были во многом схожи по содержанию: эти издания дополняли друг друга, пропагандировали музыкально-хоровое искусство, предоставляли свои страницы для обмена мнениями по вопросам муз. воспитания и образования, содействовали распространению педагогического и регентского опыта, отражали социальные проблемы профессионалов хорового дела, способствовали развитию муз. просвещения в губернии, воспитывали любовь к вокально-хоровому искусству, служили своеобразным методическим пособием для учителей пения и регентов. Объединяет издания и наличие рубрик «Корреспонденция», «Библиография», «Местная музыкальная жизнь».
Журнал состоял из 2 постоянных отделов - музыкального и литературного. 1-й комплектовался материалами образовательно-просветительского характера. В течение 2 лет печатался «Исторический очерк православно-русского церковного пения» Н. М. Соловьёва, а также история итальянской музыки под названием «Звезды первой величины» М. Михайлова. Публиковались статьи С. И. Миропольского «Об эстетическом образовании народа», свящ. Василия Лебедева «Пение и музыка как средство эстетического развития народа».
Постоянными рубриками муз. отдела были: «Народно-певческое музыкальное дело» или «Музыкальное образование», где помещалась информация о прошедших и предстоящих в столице и провинции регентских и певч. курсах, о работе Народной консерватории в Москве и др.; «Репертуар» или «Программа церковных хоров» - о столичных концертах (в т. ч. духовных), о лекциях-концертах, о выступлениях хора Архангельского, о Московской симфонической капелле В. А. Булычёва. Об организации муз. кружков рассказывали рубрики «Музыкально-просветительское дело», «Учебно-просветительское дело», «Хоровое дело» или «Хоровое церковное пение». Учебно-практическую направленность имела рубрика «В помощь народному искусству», к-рая знакомила читателей с положительными и отрицательными сторонами изобретений Д. А. Митропольского - «митрофона», «подвижной ноты», «транспозитора». Была опубликована подборка С. Чистякова фрагментов из рус. лит-ры о жизни отечественных певцов, инструменталистов, регентов под заголовком «Музыкально-просветительские типы в нашей литературе».
Лит. отдел журнала включал беллетристику, зарисовки педагогического характера, обзор педагогических журналов, библиографию. В приложении были выпущены «Теория музыки» М. Н. Дёмина, «Благослови, душе моя» Ф. Е. Степанова (тамбовского регента), «Гимн Гоголю» (без автора), «Новгородская былинка» Покровского.
Журнал был куплен регентом Покровским и стал выходить в Новгороде (1910-1914) также с нотным приложением, но уже ежемесячно.
Издавалась в Москве с 1908 по 1912 г. между 1-м и 10-м числом каждого месяца. Главная контора и редакция журнала располагались по адресу: Тверской бульвар, д. 60, кв. 9. Редакторы журнала - А. Л. Маслов и Д. И. Аракишвили (Аракчиев) (соредактор); с № 2 за 1909 г.- Маслов. Издатели: К. Д. Алексеев, с 1911 г.- Маслов. Объем от 16 до 40 страниц. Формат 30,5×23,5 см, с янв. 1910 г. был уменьшен до 25,5×18 см.
Основные авторы - Маслов (под псевдонимом А. Ливин), Аракишвили, А. В. Никольский. С журналом сотрудничали: А. М. Архангельский, Ф. В. Владимирский, М. М. Клечковский, Компанейский, С. Н. Кругликов, Липаев, Г. В. Шварц, К. Р. Эйгес, Н. А. Янчук, авторы, писавшие под псевдонимами Nomina sunt odiosa и П-в.
№ 1 вышел 10 февр. 1908 г. В программной ст. «Музыка и жизнь» Янчук объяснил выбор названия журнала ссылкой на изречение В. А. Жуковского: «Жизнь и поэзия - одно» - и кратко изложил цели, к-рые ставила перед собой редакция. Заявляя, что «высшее искусство» не может быть достоянием лишь привилегированных классов, что «для человека бедного и менее культурного музыка имеет воспитательное значение», журнал видел свою задачу в пропаганде устройства общедоступных народных консерваторий и театров, концертов, учебных курсов, муз. съездов, выставок, в популяризации музыкального «искусства со всесторонним освещением музыкальной жизни, как русской, так и иностранной». Журнал отстаивал идею свободы муз. творчества, как светского, так и духовного, и независимость от цензуры.
Лит. часть журнала являлась основной и наиболее значимой и имела несколько отделов (№ 4 за 1908 вышел без лит. части). В библиографическом отделе печатались отзывы о сочинениях по теории музыки, о музыкальных произведениях, светских и духовных; при этом указывались не только художественные достоинства или недостатки муз. пьес, но и уровень их трудности или легкости при исполнении; оговаривалась степень пригодности хоровых произведений для хоров разных составов и сил. Библиографический отдел дополнял отдел «Новости музыкальной литературы».
Сообщения о мероприятиях, проводившихся в различных учреждениях, об открытии новых общественных организаций в городах России и за рубежом помещались в отделе «В музыкальных обществах и ученых учреждениях».
В отделе «Новости» публиковались материалы о докладах в различных ученых музыкальных обществах и кружках, а также вкратце сообщалось о выставках, экскурсиях, конкурсах, присуждениях премий.
Отдел «Критика» не только информировал о культурных событиях, но и оценивал их.
Кроме критико-библиографических статей, журнал печатал статьи педагогические и научно-муз., затрагивающие теорию искусства, теорию и историю музыки, муз. археологию и этнографию. В нотном отделе, открытом с целью пробуждения интереса к творчеству молодых композиторов, печатались лучшие произведения совр. авторов, в т. ч. духовные: «Отче наш» грузинского распева в переложении Аракишвили (1908. № 5), Херувимская песнь Никольского (1908. № 10).
С сер. 1908 г. в журнале всесторонне освещались Всероссийские съезды регентов и хоровых деятелей, проходившие в Москве. Журнал приветствовал это начинание как «способ общения музыкальных тружеников» и с № 5 не только публиковал материалы, документы и резолюции, принимаемые на съездах, но и предлагал подписчикам познакомиться с различными мнениями рус. музыкальных деятелей об этом мероприятии.
С № 3 за 1909 г. появились отделы «Музыкальная жизнь провинции» и «За-границей», в к-рых сообщалось о наиболее значительных культурных событиях в небольших городах России и за рубежом. В этом же году периодически выходили критические обзоры школьной лит-ры. Авторы статей на школьные темы пытались решить вопрос о введении пения в качестве обязательного предмета в школьное образование, обсуждали воспитательные ценности эстетики и важность разъяснения эстетических понятий в школах, рассказывали, как поставлено школьное дело в Болгарии, Москве и т. д.
В 1910 г. в отделе «Народно-певческое дело» печаталась информация о съездах учителей. С № 3 в этом отделе публиковался проект программ уроков пения в начальной школе на 1-й ступени обучения, рассчитанный на 4-летний курс. Программы были разработаны специалистами-педагогами в одной из подкомиссий учебного отдела при Имп. Об-ве распространения технических знаний.
В 1910 г. были объединены номера 5 и 6, 7 и 8. В № 12 редакция сообщила подписчикам, что временно приостанавливает свою деятельность по причине «безотрадного положения музыкального дела», к-рое, по мнению издателей, находится «не в надлежащих руках». Однако сочувственные письма с просьбами не оставлять начатое дело побудили редакцию продолжить издание журнала. В 1911 г. вышли сдвоенные номера 1/2, 6/7, 11/12. Журнал издавался еще полтора года и в 1912 г., после выхода № 6, прекратил существование.
В 1908-1911 гг. печатались нотные приложения к журналу: сборники пьес для пения, хора, фортепиано и др. инструментов (по 4-6 страниц), а также несколько более объемных учебных пособий по муз. теории, истории и практике, составленных Масловым, М. А. Олениной-Д'Альгейм, О. Фейсом.
Ж., издававшийся в 1909-1917 гг. в С.-Петербурге ежемесячно, каждый номер включал от 16 до 32 страниц. Редактор и издатель - П. А. Петров-Бояринов, педагог, автор духовно-муз. и светских сочинений. Журнал посвящен вопросам церковного и отчасти светского пения. Публиковались статьи и заметки прот. Димитрия Аллеманова, Н. Ф. Букреева, Е. М. Витошинского, Владимирского, Гречанинова, М. Ф. Гривского, Х. Н. Гвоздева, В. И. Дановского, С. В. Делищева, Д. И. Зарина, А. Д. Кастальского, А. В. Касторского, Н. М. Ковина, А. П. Коптяева, свящ. Василия Лебедева, Липаева, Никольского, Пащенко, В. Г. Петрушевского, Преображенского, С. А. Пузенкина, Смоленского, П. Г. Чеснокова и др.
Деятельность журнала была посвящена проблемам церковнопевческого дела в стране: повышению музыкально-образовательного уровня регентов, учителей церковного пения, певчих, художественно-эстетическому воспитанию средствами церковнопевч. искусства.
В основном разделе публиковались статьи о состоянии церковного пения в России, об улучшении образования регентов, учителей церковного пения, деятельности профессиональных учебных заведений, регентских, регентско-учительских курсов, классов и т. д.; о достижениях отечественной и зарубежной педагогики; аннотации к учебно-методическим пособиям по церковному пению и к научным исследованиям по истории церковного пения; о творчестве духовных композиторов; о совр. деятелях церковнопевч. искусства, в частности о Смоленском, В. С. Орлове, с публикацией их научных работ и воспоминаниями современников. Приводились также сведения о юбилеях, некрологи деятелей в области церковного пения.
Вспомогательные рубрики «Хроника» и «Корреспонденции», «Разные известия», «Библиография», «Новые книги и музыкальные сочинения» и др. содержали информацию о церковнопевч. деле в России.
В многочисленных заметках, в т. ч. в отделах «Хроники» и «Корреспонденции», обсуждался вопрос о неудовлетворительном состоянии церковного пения в России. Так, Дановский сообщал о проблемах церковного пения в Тифлисе: низком жаловании регентов, третировании со стороны духовенства, спорах по поводу развития груз. церковного пения и отрицательном отношении к 4-голосию, посредственном пении в Александро-Невском соборе (1909. № 2. С. 58-59; № 3. С. 86-88; № 6. С. 161-163; 1912. № 1. С. 21-22). В заметке о «Церковно-певческом деле в Баку» Владимирский отмечал, что в городе только один хороший соборный хор - Кирилло-Мефодиевского братства любителей церковного пения (1909. № 9. С. 234-236). Подобные сообщения, свидетельствующие об общем низком уровне церковного пения, можно обнаружить во мн. номерах журнала (см.: 1909. № 6. С. 150-154; 1912. № 11. С. 216; 1910. № 12. С. 316-317; 1910. № 2. С. 38-40; 1913. № 1. С. 12; 1916. № 11/12. С. 228; 1914. № 12. С. 225-227).
Такие проблемы регентов, как бедность, непонимание со стороны духовенства, рассматриваются в статьях Дановского «В чем наше горе» (1916. № 1. С. 4-9), свящ. Петра Тихова «Отрицательные особенности характера русского регента» (1913. № 7/8. С. 118-120), Д. Максимова «Мой первый дебют» (1909. № 6. С. 154-160). Витошинский в ст. «Благое пожелание» предложил создать музыкально-образовательную инспекцию для разрешения разногласий в связи с выбором репертуара (1913. № 3. С. 48-50). Публиковались материалы о положении певчих. Так, сообщалось, что певчие церкви братства св. Серафима Саровского в С.-Петербурге и Варваринской ц. в Тамбове бастовали по причине отсутствия платы (1910. № 5/6. С. 140-146) и т. д.
В ст. «Духовенство и церковная музыка» (1909. № 1. С. 102-105) Е. Вишин критиковал безграмотность духовенства в вопросах церковного пения и предлагал ввести изучение истории и теории церковного пения в духовных академиях. Отрицательную оценку деятельности духовенства дал председатель Саратовского певч. об-ва Н. М. Дмитриев в ст. «Audiatur et altera pars» (1915. № 7/8. С. 141-146). Ответом на критику стала ст. «Из жизни» (1910. № 3. С. 67-70), в которой сообщалось о том, что священники заняты воцерковлением и борьбой с сектами.
Вероятно, благодаря публикациям в журнале с 10-х гг. XX в. положение церковного пения в епархиях изменилось в лучшую сторону, что было отмечено в периодике. В ст. «Из жизни» К. Казанский подробно описал речь еп. Тихвинского Андроника (Никольского) на епархиальном съезде духовенства Смоленска о мерах по улучшению церковного пения (установление цензуры для церковных сочинений, сохранение древних распевов, исполнение стихиры певчески, а не читком, и т. д.) (1912. № 2. С. 28-35). Впосл. в журнале в рубриках «Известия и заметки» и «Корреспонденции» сообщалось о положительных результатах в этом направлении: напр., в 1913 г. еп. Андроник при посещении Новгородской епархии отметил порядок в церковном пении (1913. № 1. С. 12); архиеп. Антоний (Храповицкий) в харьковском кафедральном Успенском соборе ввел монастырские напевы, для хоров и регентов установил экзамен по знанию церковного пения (1915. № 2. С. 46); архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий) рассмотрел вопрос о правах и обязанностях духовенства при разрешении духовных концертов (1915. № 3. С. 70-72); в Одессе с введением нового устава о приходах особое внимание было уделено чтению и пению церковному, общему пению прихожан (1916. № 4. С. 116); в Черниговской епархии по инициативе архиеп. Василия (Богоявленского) была открыта церковно-муз. певч. школа со специальным регентским курсом для мальчиков (1916. № 11-12. С. 230) и т. д.
Журнал периодически помещал материалы о муз. образовании. К этому времени существовали Синодальное уч-ще церковного пения в Москве, Придворная певческая капелла в С.-Петербурге, в 1907 г. там же было основано Регентское училище, а с 1908 г., согласно рекомендации I Всероссийского съезда регентов, были организованы повсеместно регентские и регентско-учительские курсы. В этот период в журнале помещались сведения об учебно-методической лит-ре, статьи известных деятелей церковного пения. Напр., были опубликованы многие статьи Н. М. Ковина, выпускника Синодального уч-ща, регента, преподавателя Регентского уч-ща, в т. ч. исторический очерк «Регентское образование» (1911. № 3. С. 66-69; № 4. С. 81-85; № 5. С. 109-115) и «Заметки регента» (1909. № 1. С. 13-16; № 2. С. 44-48; № 3. С. 76-79; № 4. С. 109-110; № 5. С. 137-138; № 9. С. 222-226; №. 10. С. 244-248), ст. «Управление хором» Смоленского, в к-рой отражены идеи его несохранившейся программы по обучению регентов (1912. № 5/6. С. 109-117), заметки Компанейского о неграмотных выпускниках капеллы и Синодального уч-ща «Где же «тормоз»?» (1909. № 2. С. 49-52), ряд заметок «Управление хором» (с муз. примерами и схемами) (1915. № 1. С. 7-15; № 2. С. 39-44; № 4. С. 81-92; № 5/6. С. 108-120; № 7/8. С. 129-140) и др. Актуальными были статьи о вокальной работе с певчими, напр.: Зарина «Что такое музыкальный слух?» (1909. № 7/8. С. 183-219), О. С. Мееровича «Узелки голосовых связок» (1914. № 4. С. 68-70).
В 1910 г. в Учебном комитете при Святейшем Синоде была создана комиссия по пересмотру программ духовных семинарий и уч-щ и улучшению преподавания в церковных школах (1910. № 2. С. 48-49; № 10. С. 258; 1912. № 12. С. 226-228).
Журнал уделял внимание вопросам профессионального образования в основных центрах церковнопевч. культуры. В большей мере это касается московского Синодального уч-ща церковного пения (МСУЦП), отметившего свой 25-летний юбилей в 1911 г. В программу торжеств входили чтение прот. Василием Металловым очерка «Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем», юбилейный концерт Синодального хора под упр. Данилина и др. мероприятия (25-летний юбилей МСУЦП - 1911. № 11. С. 233-237). В дальнейшем журнал опубликовал исторический очерк об этом учебном заведении (Из истории МСУЦП - 1911. № 12. С. 251-260). Были опубликованы подготовленные в Синодальном уч-ще «Программа музыкально-учебных предметов для испытания на звание регента частного хора» (1911. № 9. С. 200-202) и «Новая программа музыкальных предметов» самого уч-ща (1916. № 1. С. 20-23).
Обучению пению в школе посвящены статьи Смоленского, в к-рых он доказывал приоритет церковного пения над светским: «Церковное пение, народная песня и школьные хоры» (1915. № 2. С. 25-36; № 3. С. 57-64) и др. Иная т. зр. была изложена в статье П. Андреева «Церковному или светскому пению учить в школе» (1914. № 2. С. 27-31; № 3. С. 45-48; № 4. С. 65-68). В неск. номерах журнала печаталось учебное пособие Ковина «Пение в школе» (1910. № 1. С. 13-17; № 2. С 30-38; № 4. С. 90-97; № 5/6; № 7/8. С. 191-199; № 9. С. 214-223; № 10. С. 237-248). Об обучении народному пению в школе писал К. Казанский в ст. «Народная песня в школе» (1916. № 1. С. 9-13) (о «Школе народных искусств» в С.-Петербурге). В журнале публиковались новые методики обучения детей, напр. проф. И. Морелли по замене в школах хорового пения на сольное (Казанский К. Из жизни - 1913. № 3. С. 52-55) и т. д.
Сообщалось об организации и работе регентских курсов, напр. московских летних регентско-учительских курсов (1909. № 9. С. 226-233; 1910. № 10. С. 250-256), курсов под рук. Петрова-Бояринова в С.-Петербурге, устроенных Регентским уч-щем (1911. № 1. С. 20-22; № 2. С. 54-56; № 3. С. 75; № 4. С. 98-99; № 12. С. 274-275; 1913. № 12. С. 206-208), московских полугодовых пастырских курсов (с 1910), курсов головщиков для управления народными хорами в местном братстве святителей Петра, Алексия и Ионы, летних регентских курсов, организованных Н. С. Буйловым в Вильне, певч. курсов при Новгородской ДС, краткосрочных педагогических курсов по церковному пению в Архангельске (1910. № 4. С. 105; № 9. С. 230-232; № 10. С. 260-262), бесплатных регентских курсов при Ярославском муз. училище для учителей и учительниц начальных классов. Также освещалась деятельность курсов для учителей церковноприходских школ в Кишинёве, Уфе, Могилёве, Костроме, Рязани, Одессе, Новгороде, курсов пения, устроенных Об-вом религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге с 1910 г., регентско-учительских курсов при муз. уч-ще Е. М. Самойловой в Севастополе, 3-летних курсов для подготовки преподавателей духовного и светского пения при всех муз. уч-щах РМО (1912. № 9. С. 174) и др.
Немаловажную роль для повышения образовательного уровня регентов и учителей церковного пения выполняли публикации о вышедших в свет книгах по церковному пению, учебных пособиях: в 1909 г. появились сообщения и рецензии на издания прот. Димитрия Аллеманова, свящ. Василия Зиновьева, Н. Д. Кашкина, Никольского, А. М. Покровского, С. В. Протопопова, печатавшиеся в рубрике «Отзывы о новых книгах и музыкальных сочинениях» (1909. № 1; № 2. С. 62-63; № 3. С. 93-94; № 4. С. 199; № 5. С. 143; № 7/8. С. 209-211; № 9. С. 212-288), Кастальского (1910. № 2. С. 53-54; № 9. С. 231-232; № 10. С. 265; № 11. С. 292), Преображенского, свящ. Петра И. Тихова, П. И. Смирнова, Н. М. Соловьёва (1911. № 1. С. 23; С. 76; № 6/7. С. 164. № 8. С. 186; № 11. С. 250), Л. А. Саккетти, А. Ф. Селиванова (1913. № 5/6. С. 77; № 10. С. 166-167; № 11. С. 193-194), свящ. Василия Лебедева (1917. № 12. С. 58-60).
Журнал уделял внимание творчеству совр. духовных композиторов. Так, Никольский писал о проблеме сохранения традиции в ст. «О церковности духовно-муз. сочинений» (1909. № 3. С. 74-75; № 11. С. 263-269), Витошинский в ответной статье «О церковности духовно-муз. сочинений» высказывал мысль о необходимости появления творческой личности, способной развить традиции (1910. № 2. С. 25-30). Н. Букреев в ст. «К вопросу о церковности духовно-музыкальных сочинений» оспаривал критерии «церковности» Никольского и отдавал предпочтение авторскому сочинительству, но поддерживал использование старинной диатонической мелодики, гармонии без диссонансов и контрапунктической обработки мелодии (1910. № 4. С. 83-89). На эту тему см. также статьи В. Беляева «О «церковности» духовной музыки» (1910. № 7/8. С. 171-185), «К вопросу о церковности музыки» (1911. № 3. С. 59-65), «Новые задачи православной церковной музыки в России» (1913. № 5/ 6. С. 80-85), Владимирского «О «новой» церковно-музыкальной литературе» (1911. № 2. С. 33-38) и др.
Освещались события, связанные с составлением певч. репертуара. Святейший Синод создал комиссию при Синодальном уч-ще с представителями от мон-рей под председательством прокурора Московской Синодальной конторы Ф. П. Степанова, в к-рую вошли также Кастальский и прот. Василий Металлов. В результате ее работы был утвержден список из 20 основных сочинений, допущенных к богослужебному исполнению (1911. № 6/7. С. 149-159). Никольский рассматривал вопрос об издании переложений, в частности праздничных стихир (1911. № 9. С. 189-193). Помещались сообщения о новых духовно-музыкальных сочинениях и рецензии на них.
Публиковалась информация о конкурсах. Так, было сообщено о возобновлении советом Об-ва любителей церковного пения выдачи премии в 100 р. (с 1909) за лучшее переложение древних напевов Русской Церкви (большой знаменный распев) (1909. № 5. С. 141). Владимирский предложил ввести поощрения для певцов-клириков, пополнив кассу «общества взаимопомощи регентов церковных хоров» сбором средств по всем приходам (по 30 р. с каждого прихода, в целом 30 тыс. р. в год) (1910. № 2. С. 36-37).
Журнал уделял большое внимание известным представителям церковнопевческой культуры. Начиная с 1909 г. выходили многочисленные публикации о Смоленском: «К кончине С. В. Смоленского» (1909. № 7/8. С. 168) и «Воспоминания» Преображенского (Там же. С. 168-171), «Смоленский и его последнее учительство» (1909. № 12. С. 295-298) и «С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки» Никольского (1913. № 10. С. 151-156), прот. Димитрия Аллеманова, Кастальского, А. А. Петрова (1909. № 7/ 8. С. 173-175).
Печатались сведения о регентах, подвижниках церковного пения, педагогах, внесших вклад в развитие церковнопевч. искусства кон. XIX - нач. XX в. В сообщении В. Ельчина «25 лет служения школе» (1911. № 10. С. 226) говорится о регентско-педагогической работе И. П. Духавина, помощника регента Исаакиевского собора, работавшего ранее в церковно-учебных заведениях Тамбова. В небольшой заметке «К 30-летию хора А. А. Архангельского» (1913. № 2. С. 33-36) сообщаются подробные сведения о хоре, организованном в 1880 г., его репертуаре и т. д.
Публиковались научные исследования, напр. статьи Смоленского «О русской церковно-певческой литературе с пол. XVI в. и до начала влияния приезжих итальянцев» (1910. № 1. С. 2-7; № 3. С. 57-61; № 5/6. С. 113-121), «Вступительная лекция по истории церковного пения» (1911. № 6/7. С. 139-149) и др. Были опубликованы нек-рые научные работы Никольского, напр.: «Напев пасхального тропаря в его подлинной редакции и обработке» (1912. № 1. С. 1-10), «Крюковая система, ее смысл и значение» (1912. № 3. С. 41-49; № 4. С. 65-72), «Формы русского церковного пения» (1915. № 1. С. 2-6; № 2. С. 32-36; № 64-69; № 7/8. С. 146-150; № 9. С. 163-167; № 10. С. 180-184; № 12. 222-225; № 12. С. 219-225), «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X вв.» (1916. № 5/6. С. 123-140; № 7/8. С. 155-156). Журнал сотрудничал с Преображенским: в первые годы выпуска ХРД им были подготовлены к публикации письма кн. В. Ф. Одоевского к А. Ф. Львову (1909. № 2. С. 39-41), письмо прот. Димитрия Разумовского к Смоленскому (1910. № 2. С. 3). Впосл. в журнале была помещена статья Преображенского «Два посмертных труда С. В. Смоленского: «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого» и «Значение XVII в. и его «кантов» и «псальмов» в области современного церковного пения так называемого «простого напева»» (1911. № 2. С. 38-41), опубликована его же речь на заседании об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека» 11 дек. 1911 г. «С. В. Смоленский в его историко-археологических работах по церковному пению» (1912. № 7/8. С. 147-152) и др.
В журнале отмечалось решение нек-рых проблем сохранения и изучения певч. наследия. Так, прот. Димитрий Аллеманов обратился в Наблюдательный совет при Синодальном уч-ще с докладом «К восстановлению церковно-певческой старины» (Там же. С. 125-138), содержащим предложения о введении в церковную практику древнерус. напевов (до 1-й пол. XVI в.), изучении греко-визант. пения VIII-XIII вв., использовании сравнительного метода исследования греч. и рус. пения IX-XII вв., изучения ладов и звукорядов греч. церковного пения, публикации исследований зап. и рус. ученых по этому вопросу. При поддержке Святейшего Синода было решено сосредоточить в б-ке Синодального уч-ща крюковые и нотные рукописи из подведомственных Святейшему Синоду учреждений (1913. № 4. С. 71).
В составе номеров «Хорового и регентского дела» до 1915 г. издавались «Музыкальные приложения», в к-рые вошли произведения Бортнянского, Владимирского, С. Глинского, Делищева, А. А. Егорова, свящ. Георгия Извекова, Ф. Кашина, Ковина, А. Курдыкина, Н. Д. Лебедева, А. Ф. Львова, М. Ф. Маттисона, А. Н. Несмелова, В. Несмелова, Никольского, Петрова-Бояринова, диак. С. Попова, Смоленского, П. Н. Драгомирова (Толстякова), М. М. Хмылева, А. Г. Чеснокова, а также отдельно «Литургия св. Иоанна Златоуста» (Op. 31) Никольского.
Старообрядческий журнал. Выходил ежемесячно с 1 янв. по 12 дек. 1909 г. в издательстве «Знаменное пение» в Киеве (типография С. В. Кульженко). В течение года соблюдалась сквозная пагинация. Редактор - Л. Ф. Калашников. Цель журнала, по определению редакции,- «дать любителям церковного пения возможность ознакомиться с его историческим происхождением и современным положением как в старообрядчестве, так и вне его» (№ 8. С. 235). С 1910 г. преобразован в более общий по содержанию ж. «Старообрядческая мысль», к-рый имел приложение «Церковное пение», выходившее с 1910 по 1915 г. C № 8 за 1910 г. издавался в Москве.
Темы публикаций - история и теория знаменного пения, проблемы совр. состояния старообрядческих хоров, народное образование, обзор певч. книг, информация о концертах и др. Периодически печатались письма читателей и ответы редакции, некрологи об известных деятелях певч. искусства. В качестве приложения предлагались за дополнительную плату певч. книги этого же изд-ва (для старообрядцев поповского согласия). В журнале сотрудничали Л. В. Быстров, Е. Т. Поспелов, Я. А. Богатенко, С. И. Быстров, И. Ф. Пучков, П. В. Цветков, диак. Феодор Гусляков, Г. М. Карабинович, И. С. Карпов, А. Лебедев, автор под псевдонимом Поморец (вероятно, В. З. Яксанов) и др.
В журнале публиковались статьи, посвященные теоретическим основам знаменного пения («Крюковое осмогласие» (1909. № 1. С. 10-18) и «Церковное знаменное пение» Поспелова (1909. № 2. С. 33-42), «О «крюках» знаменного роспева» Л. В. Быстрова (1914. № 2. С. 9-16; № 4. С. 17-35)), статьи о демественном распеве («О демественном пении» С. Г. Алексеева (1909. № 6. С. 162-164), «Забытый распев» Л. В. Быстрова (1909. № 11. С. 286-292)). Печатались проблемные статьи о хомовом и наречном пении, напр.: Поспелова «Два напева» (1909. № 1. С. 5-10), С. И. Быстрова «Взгляд протопопа Аввакума на «хомовое» пение» (1909. № 4/5. С. 135-142), диак. Феодора Гуслякова «Хомовое или наречное» (1909. № 8. С. 211-224). В нескольких номерах обсуждалась тема аненаек в знаменном распеве: «Нененайки» Поспелова (1909. №4/5. С. 98-100; № 12. С. 326-329), «А не не не на а ни» Цветкова (1909. № 9/10. С. 254-255; 1910. № 12. С. 202-206), «Анененайки» свящ. Иоанна Шадрина (1910. № 9. С. 153-157), «К вопросу о пении «нененаек»» Богатенко (1910. № 10. С. 170-183). В № 3 и 12 за 1909 г. была опубликована ст. С. В. Смоленского «Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм в крюковом письме» (С. 65-83, 314-317).
Примечательны публикации, посвященные описаниям певч. рукописей, напр. Лебедева «Сведения о рукописях знаменного пения» (1909. № 11. С. 292-295; № 12. С. 329-333; 1910. № 2. С. 25-31), Богатенко «Певчая азбука прошлого столетия» (1909. № 11. С. 296-302; № 12. С. 317-322), и совр. изданиям певч. книг (статьи Калашникова «Наш ответ» (1911. № 1. С. 3-5), «О издании книг» (1911. № 5. С. 81-83), Кушнова «К вопросу о пересмотре певчих книг» (1911. № 3. С. 40), Л. В. Быстрова «К вопросу о певч. книгах» (1912. № 5-6. С. 616-618)).
Частой темой для заметок и очерков было совр. состояние старообрядческих хоров (напр., «Поморца» «К современному положению хорового знаменного пения в старообрядческих приходах» (1909. № 2. С. 48-57)); нередко подвергалось критике клиросное пение (напр., Сметанина «Хорошо ли?» (1909. № 6), автора с подписью «Х.» «Молитва или праздное развлечение?» (1911. № 3. С. 35-39)).
В журнале помещались популярные образовательные статьи, напр.: Л. В. Быстрова «Как учить старообрядческому пению» (1909. № 2. С. 43-48) и «Хоровое пение» (1910. № 4. С. 62-74), диак. Феодора Гуслякова «Каким должно быть церковное пение» (1910. № 1. С. 1-14), С. И. Быстрова «Характер исполнения церковных песнопений по учению отцов церкви» (1910. № 8. С. 125-130). Публиковались практические наставления по развитию голоса: Н. К. «Постановка голоса» (1909. № 6. С. 142-147), Цветкова «Методические указания о приемах постановки голоса» (1911. № 1. С. 5-9). В 1911 г. был напечатан «Учебник знаменного и демественного пения» Л. В. Быстрова (1911. № 7. С. 91-106; № 9. С. 108-122; № 10. С. 123-139).
Нередко в рамках статей публиковались песнопения с крюковой нотацией, напр. херувимская «иргизского напева» (Поспелов. О новых напевах (1909. № 4/5. С. 92-98; по мнению автора статьи, она является подобном напева «Милость мира» киевского распева), великое славословие (Калашников. Славословие великое (1913. № 1. С. 103-130)).
Одной из спорных тем стала «напевка» (устная традиция пения); см., напр., статьи Поспелова о возможности устройства в старообрядческих приходах одинакового церковного пения» (1909. № 4/5. С. 128-131), Богатенко «Единеми усты - единым сердцем» (1909. № 6. С. 147-154) и др.).
Широко освещалась в журнале концертная деятельность старообрядческого Морозовского хора (см.: Поморец. Знаменное пение и хор А. И. Морозова как этап в его развитии (1909. № 1. С. 24-26); N. Старообрядческий духовный концерт (1909. № 2. С. 61-64); Поморец. Концерт Морозовцев (1910. № 2. С. 45-48), В. Культурное значение морозовского хора (1911. № 1. С. 1-2) и др.). В № 4/5 за 1909 г. появилась статья Богатенко «С душевной болью» о 3-м концерте хора, в к-рой подвергалось критике отступление от унисона. Автор высказывал опасение за сохранность старообрядческого стиля (С. 114-128). В защиту хора его руководитель Цветков поместил в № 6 ст. «Моим обвинителям» (С. 154-162); его возражения были прокомментированы в № 7 Богатенко (С. 192-207) (подробнее см. ст. Морозовский хор). № 4 за 1911 г. был посвящен Цветкову в связи с его кончиной (опубликованы воспоминания о нем, некролог Л. Туманова, доклад, прочитанный Цветковым на старообрядческом духовном концерте в Московской консерватории).
С появлением граммофонных записей Морозовского хора журнал опубликовал ряд полемических статей и заметок: Н. Д. Зенина «О граммофонах», предлагавшего и распространявшего новые пластинки хора (1910. № 9. С. 159-163), свящ. Евфимия Карнышева «Открытое письмо Н. Д. Зенину по поводу статьи его «о граммофонах»», в котором отражено отрицательное отношение к подобным записям (1910. № 12. С. 208-210), Ф. В. Анкудинова «На письмо свящ. Евфимия Карнышева», опровергнувшего выводы священника (Там же. С. 210-213).
В журнале отражена актуальная для современников тема женского пения на клиросе (см. ст. без указания автора «Новшество» (1910. № 1. С. 14-23; № 2. С. 36-45)).\tab
Печатались также статьи о местных традициях церковного пения - бессарабской (Логинов И. Очерк старообрядческого пения в Бессарабии (1909. № 2. С. 57-60)), гуслицкой (Поспелов. Мои заметки (1910. № 8. С. 130-138)) и др.
Заметки и статьи, связанные с церковным пением, публиковались также в др. старообрядческих журналах, напр.: «Церковь» (иллюстрированный еженедельник, изд. с 1908 г. в Москве), «Старая Русь» (рижский 2-недельный журнал, изд. с дек. 1911 по сент. 1912), «Слово Церкви» (еженедельный иллюстрированный журнал старообрядцев белокриницкого согласия, 23 нояб. 1914 - 1917, 52 номера в год).